История создания мотосамоката

Автор: Васильев Сергей

Регулярные поездки в экспедиции, а также общение во внедорожной среде (соревнования, покатушки и форумы) постоянно подталкивало к мысли, что помимо основного транспорта, необходим компактный, маневренный, мобильный и проходимый транспорт ближнего радиуса действия - 5-15 км от основной машины или базового лагеря.

Идея создать именно мотосамокат, пришла при знакомстве с техническим творчеством Алексея Юлле:



Очень понравилась идея и возможности такого рода техники.

У моих знакомых на тот момент были кроссовые и полноприводные мотоциклы 2х2. Поэтому я постоянно слышал критику в адрес больших размеров мотоцикла, требующих снятия колес при транспортировке даже в кузове пикапа. Также регулярно меня просили помочь с устранением небольших, но неприятных поломок, заложенных конструктивно и, поэтому, регулярно повторяющихся.

Мотосамокат, на мой взгляд, был бы лишен таких недостатков, благодаря конструкции и при правильном проектировании слабых мест и узлов.

Перед началом проектирования были приобретены все покупные узлы и агрегаты: двигатель Lifan 168 F-2, центробежное сухое сцепление со звездой z=10 (на тот момент), шины и диски, тормозные системы с суппортами и тормозными дисками, разные подшипники.

Все было заэскизировано, сняты все посадочные, крепежные и основные геометрические размеры.

Также были проведены антропологические замеры разных стоек пилота мотосамоката, выявлены несколько удобных положений для ног, углы наклона корпуса при езде, удобный хват руля руками, высота и ширина руля, угол наклона рукояток.

Проектирование конструкции выполнялось в программе AutoCAD.

По проведенным замерам были созданы 3D модели в натуральную величину.

Размещение узлов между собой проходило следующими этапами. Сначала от оси переднего колеса была поднята ось вилки (угол наклона 55 градусов и задан положительный трейл в 80 мм. Ось звездочки (коленвала) была помещена на ось вилки, учтен диаметр шины и зазор между шиной и узлом поворота. Так было найдено местоположение ДВС и ручек руля (желательно, чтобы они были в плоскости оси вилки). Заданием клиренса в 150 мм и положением ног пилота, с учетом хвата руля, получилось расстояние, на которое нужно отодвинуть заднее колесо.

Рама строилась вокруг данных агрегатов, с учетом возможности складывания. Направление дизайна было честно подсмотрено у одного из самокатов Алексея Юлле. В конструкции рамы и вилки заложении профильная труба 50*25*1,5 мм и труба 20*3 мм. Это – с приличным запасом по прочности. Сейчас, возможно, соглашусь с профилем 40*20*1,5мм, который использовал Алексей в своей конструкции, если не рассматривать совсем жесткие условия эксплуатации.

После проектирования были выполнены все чертежи деталей рамы (плюс раскрой профилей), а также чертежи всех деталей, требующие токарной обработки. К слову, чертежей получилось не так уж и много – около 40 листов, не учитывая плоских деталей. Для них были созданы файлы раскроя и отправлены в лазерную резку. Ведомая звезда z=100 вырезана тоже лазером из стали 6 мм и зубья потом доработаны на токарном станке. Таким образом, первоначально полученное передаточное число – 10.

Лазерная резка готова, токарь сделал свою часть работы, профильные трубы закуплены. Можно собирать раму, ступицы, вилку и т.д.

Потом все собранные детали и узлы собрались в единую конструкцию, чтобы убедиться, что все на месте, все работает, нигде ничего не цепляется и все складывается как надо. Разбираем все обратно и отправляем в пескоструйку, затем красим.

Собираем ступичные узлы переднего и заднего колеса, устанавливаем тормозные диски и ведомую звезду.

Собираем поворотный узел на ступичных подшипниках ВАЗ, соединяя вилку и раму.

Устанавливаем колеса.

Крепим к раме пол и подножку.

Проверяем складывание рамы.

Устанавливаем тормозные суппорта. Впоследствии, блоки псевдо-АБС были удалены с суппортов.

Перед сборкой была выполнена подставка-опора вилки, чтобы можно было вывесить переднее колесо. Вообще, предназначение опоры – быть жестко закрепленной в кузове, для удобства транспортировки и быстроты крепления мотосамоката.

Теперь пришло время установки двигателя.

Также установлена защита ДВС, являющаяся опорой руля. Сам руль закреплен через сайлентблоки для снижения вибраций. Впоследствии эти точки крепления были подпружинены для комфортной езды по сильно пересеченной местности.

В качестве натяжителя цепи был выбран башмак прижима цепи ГРМ классического двигателя ВАЗ. Износ башмака – примерно 100 км пробега при его цене в 120 рублей был приемлимым. Хотя впоследствии для натяжения все же поставили ролик.

Проведенные испытания показали скорость по асфальту 55-60 км/ч. Лесные дорожки и холмы проскакивались «на ура».

Заезд в грязь по ступицу и буксование достаточно быстро убили тормозные колодки центробежного сцепления. Эвакуация, к счастью, не была сложной и выполнялась кроссовым мотоциклом.

Вторая версия центробежного сцепления была приобретена более мощной. Также была изготовлена защита цепи.

Но, этого оказалось недостаточно для преодоления раскисшей пашни. Сцепление не ломалось, но грелось и буксовало, что не позволяло нормально ехать.

Тогда был приобретен понижающий (2:1) редуктор Lifan с автоматическим сцеплением в масляной ванне. Ведущая звезда взята z=12, что в сочетании с редуктором дало понижающее число в 16,5. Поскольку цепь удлинилась и переместилась, был добавлен ролик и промежуточная звездочка. Максимальная скорость уменьшилась до 35 км/ч, что чувствуется на асфальте, а на бездорожье – нет. Заменой звездочки z=12 на звездочку z=10 получается общее передаточное отношение 20.

В таком виде мотосамокат прошел испытания в Подмосковье, а также на трассе внедорожных соревнований в Твери и на испытательном полигоне.

Также были проведены заезды по реке и подтверждена глубина преодолеваемого брода в 80 см, без каких-либо доработок воздушного фильтра и впуска.

Также было выявлено, что для движения в колее с жидкой глиной по ступицу и чуть выше – нужно еще увеличивать понижающее число и в идеале довести его до 30. Тогда же будет нужен 2х ступенчатый редуктор для возможности менять передаточное соотношение в пути: 15 – для грязных проселков, полей и ручьев, 30 – для жесткого глиняного бездорожья, переправ через реки, штурмов крутых и мокрых оврагов.

С учетом обитания в багажнике машины собаки, для дальних поездок была спроектирована и изготовлена мотоплатформа на фаркоп.

Погрузка мотосамоката в кузов пикапа или багажник тоже не доставляет проблем.

Поездки в условиях Подмосковья, тестовых выездах в леса и болота Тверской области, наложили свой отпечаток на понимание необходимой проходимости. В будущем планируется внести изменения конструкцию для уменьшения веса, изменения передаточного числа на 15 и 30 с использование 2х скоростного редуктора, вывести шноркель в верхнюю точку руля, установить сапун на редуктор и вывести его в шноркель.





* - Предложения не являются публичной офертой

Copyright 2016 Sintodo.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru